Регистрация
Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает
Георг Зиммель
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://psychologdou-iturup.ru/
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
Сейчас на сайте: 5

ПЕРВИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛИСТА

Первичная консультация с клиентом для психолога всегда проходит волнительно, независимо от того, в какой парадигме работает специалист. Начинающим психологам в этом отношении становится еще более тревожно, вследствие отсутствия наработанного опыта, который бы позволил снизить тревогу и беспокойство от первой встречи.

Начальная психологическая консультация – это встреча двух личностей, одна из которых является экспертом, а вторая – клиентом. И их межличностное взаимодействие помогает пролить свет на проблему, в центре которой обычно лежит страдание, с которой он пришел.

В этой статье я попытаюсь структурировать работу специалиста на первичной консультации и описать инструменты, которые помогут психологу провести встречу более эффективно.

Первое, что хотелось обозначить, — это задачи, которые встают перед специалистом во время первичной сессии.

Основополагающей задачей начала консультирования является создание рапорта с клиентом. Специалист создает безопасное пространство для доверительных отношений. Именно безоценочность и активное слушание позволяет клиенту расслабиться и начать диалог о своей проблеме. Многие клиенты воспринимают психолога как человека, которого ничего уже не удивляет. Такие клиенты пытаются произвести впечатление на специалиста, драматизируя и преувеличивая какие-либо события. Психологу в этом случае важно уметь отличать фантазии и манипуляции, чтобы не быть вовлеченным в игру, которая быстро может затянуть специалиста в роль спасателя или еще хуже — спасителя.

Вследствие этого, вторая задача психолога — это не терять связь с реальностью и прояснять вопросами и деталями информацию, которую дает клиент о том или ином событии.

Связь с объективной реальностью у самого специалиста обеспечивается внутренним «конструктивным критиком» или, скажем, в некой степени сомнением в сказанном клиентом. При этом специалист эмпатизирует клиенту и понимает, какое страдание ему приносит та или иная проблема, с которой он пришел.

К примеру, клиент рассказывает о горе, которое его поглотило. Он апатичен и депрессивен, безразличен к себе и своей жизни. Специалист проясняет вопросами из объективной реальности: были ли потери близкого, насилие, травмы и так далее. Если в анамнезе клиента не было подобных событий, мы начинаем обращаться к психической реальности клиента, в которой это разыгрывается. Собираем информацию о родителях, близких людей, отношениях. И может быть такое, что его мать находилась всю жизнь в депрессии и горе, и он (клиент) как ребенок решил разделить с ней ее депрессию для сохранения связи. Вследствие этого клиент, у которого в жизни не было трагедий, может находиться в горевании и депрессии без особых признаков стресса в объективной реальности. Таким образом, специалист не может клиенту, пришедшему со страданием, но не имеющим причин в реальности, транслировать, что с ним все в порядке, поскольку нет видимых причин.

Следующая задача психолога — оценить его ли это клиент, нет ли каких-либо показаний для обращения к психиатру или другим медицинским специалистам. Психолог должен четко понимать поле своей деятельности и свои возможности. Благодаря этому знанию, он может определить ресурсный статус клиента: способность к рефлексии и изменениям.

Вовлечение клиента в консультирование является очередной задачей специалиста. Клиент вместе с психологом начинает углубленно исследовать свои эмоции и чувства. При этом начинают раскрываться некоторые способы реагирования на те или иные чувства, то есть проясняются защитные механизмы психики. У специалиста выстраивается картина внутренней и внешней коммуникации клиента как с другими, так и с самим собой.

Далее психолог интерпретирует и отражает материал клиента, обозначая, какая проблема лежит в глубине его обращения и определяет время и общую стратегию работы с этой проблемой. Такое совместное обсуждение дает возможность и специалисту, и клиенту увидеть результат встречи. Обычно этим результатом является эмпатический отклик на потребности клиента и пути решения по ее удовлетворению самим клиентом. Важно, чтобы первая встреча для клиента явилась новым взглядом на его проблему, чтобы результат этой встречи был для него значимым и вселял веру, что он в силах изменять то, что он хочет изменить, и избавиться от того, от чего он хочет избавиться.

Искусство первой консультации становится разным для каждого специалиста. Это и особенный почерк психолога, и его наработанный опыт, и умение быть спонтанным, а также пройденный практический и теоретический материал, поскольку нет единой формы первичной консультации. Надеюсь, моя попытка структурировать такую сложную работу, помогла прояснить скрытые моменты нашей непростой профессии.


Составление индивидуальных образовательных маршрутов и специальных индивидуальных программ развития




Разработка адаптированных программ и индивидуальных образовательных маршрутов



Документы (всего: 3)
Документы (всего: 3)

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: выявить тревожность у детей и наметить пути коррекции.
Задача:
выявить наличие часто повторяющихся тревожных, страшных снов.
Материалы и оборудование:
листы бумаги формата A4 с нарисованным шаблоном зонтика; ножницы, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисточки, баночка с водой, салфетки.

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Всегда удобно иметь под рукой шпаргалку, которая в нужный момент подскажет, что можно сделать в той или иной ситуации🙃

Когда мама находится в сильном эмоциональном состоянии, сразу вспомнить инструкцию к действию, для того чтоб успокоиться самой и успокоить ребенка, сложно.
Поэтому, в зависимости от эмоции и причины поведения ребенка можно предложить следующие способы их решения:

📍Страх – Активно слушаете ребенка.
📍«Хотелки» – Придумайте к каждой «Хотелке» правило.
📍Физическое состояние – Уточните желание ребенка и окажите ребенку заботу.
📍Неудача – Похвалите ребенка
📍Непослушание – Переключение внимание и установка правил
📍Агрессивные поступки – Поддержка, защита психологических и физических границ.



ЗНАКОМИМ РОДИТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИК


ЗНАКОМИМ РОДИТЕЛЕЙ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДИАГНОСТИК
Многие психологи и педагоги после проведения диагностики используют ее результаты только для себя, чтобы сформировать группы и работать с самыми, самыми детьми. Но почти у каждого ребенка есть области, которые не мешало бы подтянуть.

Поэтому лучше всего к первому родительскому собранию собранию в подготовительных группах и ко второму в остальных подготовить индивидуальные рекомендации родителям по занятиям с их детьми.

Кто-то забросит их сразу, а кто-то б
удет заниматься и придет к вам за дополнительной информацией! Ваша задача ПРОИНФОРМИРОВАТЬ! Информация должна быть подана в мягкой форме, обязательно сначала похвалить и отметить положительные итоги и стороны, а потом указать на сложности. Вручаются такие рекомендации лично родителям (их представителям).
Примеры рекомендаций психолога по итогам диагностики (В ФАЙЛЕ)
Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Психогимнастика


ПСИХОГИМНАСТИКА
Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики.
Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям: адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить; разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других; научиться демонстрировать и понимать эмоции; избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей; развить воображение и творческое мышление; научиться контролировать свои движения.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения.

Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру.

Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п.

«Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Документы (всего: 2)
Документы (всего: 2)

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего возраста

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Сенсорное развитие детей


Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и

формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как 

можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию и другому. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка

Рекомендации педагогам

Научите педагогов специальным техникам общения, чтобы они могли донести до родителей информацию о плохом поведении ребенка без конфликтов. В статье рекомендации педагогам, как выстраивать с родителями отношения сотрудничества и описание техник общения.

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Расскажите педагогам, как их избежать.

 

Рекомендация 1. Эмоциона

льно настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

 

                   Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед
разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

                   Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна - развивать ребенка.

 

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

 

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск
решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль "адвокат"».

 

Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться
на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.

 

Пример замены негативного обращения на позитивное

 

Негативная форма

Позитивная форма

«Ваш ребенок плохо себя
ведет. Он дерется с другими детьми»

 

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»

«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»

 

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим.
Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»

«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»

 

«Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать»

 

 

 

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».

 

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой  разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

 

Техника «Речевые штампы для сотрудничества».

 

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:

  • «Вы не замечали, что в последнее время...»;
  • «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

  • «Вы знаете, меня очень тревожит, что...»;
  • «Я начинаю беспокоиться...»;
  • «Мне бы хотелось позаботиться...».

Далее предложите родителям совместный поиск
решения проблем, что подчеркнет общность интересов.

Например, скажите:

  • «Давайте вместе попробуем поступить...»;
  •  «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»;
  • «Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»;
  • «Как мы можем помочь Вам в том чтобы...».
  •  

Техника «Речевой стиль "адвокат"».

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:

  • «Какой  бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;

«Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;

«Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;

  • «Я воспитатель, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

Упражнение Скрепка


Упражнение "СКРЕПКА"
(можно использовать на родительских собраниях)

Уважаемые родители! Вы получили скрепку, возьмите ее, пожалуйста, попробуйте ее выпрямить в ровную линию. Получилось? А сейчас верните скрепку в исходное состояние. Получилась ли она такая ровная и правильная, как и первоначальная?

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Так и в наших семьях, оказывая воспитательное воздействие на ребенка, мы не задумываемся о том, что наши слова, поступки могут повлиять на нашего ребенка в будущем. Так же как и на вашей скрепке, остаются следы. Шрамы в душах наших детей.

Хочется, чтобы эти скрепки навели вас на размышление, что отношение к своему ребенку можно изменить, а поступки исправить очень тяжело. Если эту скрепку гнуть по несколько раз, то она – ломается.

Мы, педагоги, не хотим, чтобы наши дети стали сломанными скрепками, поэтому, сегодня мы собрались здесь, чтобы решить проблемы, которые могут возникнуть с нашими детьми.

Так и в нашей жизни в общении с близкими, со своей семьей. Очень часто в наших семьях возникают проблемные ситуации, в которых мы не можем быстро найти правильное решение.

Испытав на себе те или иные элементы насилия (чаще всего именно от людей, которые считаются самыми близкими), ребенок, как правило, становится либо подавленным и не способным занять в жизни активную созидательную позицию, либо агрессивным, озлобленным на окружающий мир.


Диагностика педагогов


Методики для диагностики педагов


✅ Мотивация педагогов - комплект методик
✅ Тест на выгорание
✅ Тест на психическое выгорание Маслач
✅ Чек-лист "Признаки профессионального выгорания"

Документы (всего: 4)
Документы (всего: 4)

ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ БЫСТРЕЕ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ




АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ


📙 РАБОТА С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ. Входит в обязанности педагога психолога.

📌 Адаптация нового члена в коллектив требует внимания и соучастия

Особенно, если это новый учебный год и в вашем ОУ появились
✅несколько новых педагогов

Предлагаю провести с ними небольшую встречу, а данный конспект придет вам на выручку

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)